Обратная связь


30.03.2007

«Китайский срез» Хабаровск, 2007

Посылка с юга

Какое-то отчаянное предприятие из Челябинска купило в КНР 200 тонн горячекатаного листа. Зимой рулоны доставили морем во Владивосток. Портовикам, разбирающимся в металле и логистике, это было дивно. Ведь в паре сотен километров от Челябинска аналогичную продукцию выпускает Магнитка - почему бы не отовариться там? Вот они, рулоны производства ММК, выстроились на причале, ожидая отправки на экспорт. Магнитогорский меткомбинат, кстати, – один из учредителей Владивостокского морского торгового порта (ОАО «ВМТП»). Нет, отчаянные челябинцы предпочли сталь из Поднебесной. Впрочем, анализ ситуации показал, что не столько отчаянные, сколько расчетливые, практичные. Даже после таможенной очистки тонна китайского проката оказалась почти на треть дешевле российского аналога.

Расчетливых покупателей все больше. Коммерческий директор ВМТП Дмитрий Домрачев, поведавший «рулонную историю» участникам 2-го регионального форума «Дальневосточный рынок металлов – 2007» в г. Хабаровске, привел такую статистику. Если за весь 2005 год порт переработал 9,6 тыс. тонн импортной стали, то в следующем - 15,5 тыс. тонн. Самый пессимистический прогноз на 2007 год – 80 тыс. тонн – уже вовсю начинает сбываться. С января по март перевалено примерно 14 тыс. тонн проката. И стальной поток нарастает. Буквально в дни проведения хабаровской встречи «металлистов» порт принимал очередную партию изделий «Made in China» весом около 3 тыс. тонн, предназначенную для отправки в… Московскую область.

По словам г-на Домрачева, сегодня все благоволит импорту металлов из стран Юго-Восточной Азии: есть свободные площадки и мощности для переработки грузов, предоставляются железнодорожные вагоны по льготным тарифам – скидка до 25 процентов. К этому можно добавить дефицит проката на внутреннем рынке, повышенный потребительский спрос и, конечно же, безудержный рост цен на продукцию отечественных комбинатов.

Хорошо или плохо, что на металлический рынок России выходит новый игрок - Китай? Ответ на этот вопрос в течение двух майских дней искали 70 участников Дальневосточного форума, представляющие интересы производителей, трейдеров и потребителей стального проката. Среди них: ОАО «Трубная металлургическая компания» и ОАО «Объединенная металлургическая компания» (г. Москва), ОАО «Амурметалл» (г. Комсомольск-на-Амуре), ОАО «Инпром» (г. Таганрог), Дальневосточный филиал ОАО «НЛМК» (г. Владивосток), ООО «МагХабаровМет» (г. Хабаровск), ООО «Прогресс-Ресурс» (г. Якутск), ООО «Корона Амура» (г. Благовещенск) и еще целый ряд дальневосточных предприятий. А собрала столь внушительную команду вместе приморская компания «RUSTEEL-Вся Русская Сталь».

Стальной прилавок ДВФО

Нынешний форум для организаторов уже второй. Первый был инициирован и организован компанией RUSTEEL год назад во Владивостоке, и тогда опыт коллективного общения, анализа и оценки рыночной ситуации был признан удачным. Оправдала ожидания, по общему мнению, и хабаровская встреча. Начать с того, что актуальность поднятых на ней вопросов (а «китайский» только один из них) отмечена на уровне представительства Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе.

Выступая на открытии конференции, советник аппарата полпредства Дмитрий Ярков поставил высокий балл металлургам и трейдерам за стабильное обеспечение региона черным прокатом. С их участием только за пять последних лет втрое выросли объемы строительно-монтажных работ, сдано свыше 4 млн кв. метров жилья, построены тысячи километров дорог, линий электропередач, десятки прочих объектов производственного и социального значения. Еще больше предстоит сделать, ведь в планах государства - дальнейшее развитие региона. На эти цели будут выделены сотни миллиардов рублей из федерального бюджета. Так что, перспективы у ДВ рынка черных металлов вырисовываются радужные. Но все в будущем, а пока состояние стального «прилавка» не внушает большого оптимизма.

Как и на прошлогоднем форуме, основной доклад делал руководитель Дальневосточного отделения Российского союза потребителей металлопродукции (РСПМ), директор «RUSTEEL» Максим Пацвальд. В диаграммах и таблицах – сравнительные срезы по годам, географическим территориям и секторам рынка. Картина довольно пестрая, и разобраться в ней без опытного проводника сложно.

Максим Пацвальд:
- Основная тенденция 2006 года – сокращение почти на 5 процентов потребления металлопроката в регионе. По данным РАО «РЖД», всего на Дальний Восток завезено 1,34 млн. тонн, в то время, как за предыдущий период - 1,41 млн. т. Видимо, это связано с завершением сахалинских проектов. Поставки металла на остров сократилось более чем вдвое - с 402, 4 тыс. тонн до 195,7 тыс. тонн. Значительно снизились объемы закупок предприятиями Камчатки (минус 34,3 процента) и Магаданской области (падение на 66,7 процента). А вот Якутия и Хабаровский край показали рост потребления примерно на 5 процентов, Амурская область – 13,4, Приморский край – 24 процента. Характерно, что свыше 1,2 млн. тонн закупок пришлось на долю четырех территорий ДВФО: Амурскую область, Хабаровский и Приморский края, Сахалин. Причем половину из этого объема завезло на собственные нужды РАО «РЖД», остальное поглотили предприятия ТЭК, стройиндустрии, машиностроения, ЖКХ…

По оценкам директора «RUSTEEL», предложение металла хронически не поспевает за спросом, и в текущем году ситуация вряд ли изменится. Увы, отечественные комбинаты более заинтересованы в поставках на экспорт и в европейскую часть страны. Пожалуй, единственный, кто сегодня может оживить региональный рынок, это Китай.

Китайская доля

Хотя проникновение южного соседа пока слабо заметно на российских просторах. Как подсчитали таможенники, объем поставок из КНР составил в прошлом году всего-то 360 тыс. тонн или меньше 7 процентов от общей доли импорта металлопродукции. Но в 2005 году «китайская доля» равнялась 4 процентам. А что нас ждет в будущем? На конференции прозвучали свежие факты: этой весной ежемесячный оборот китайского проката вырос в регионе по сравнению с осенью прошлого года в 6 раз! Фактически наблюдается ажиотажный спрос.

Участник форума Татьяна Микова призналась, что специально приехала из Перми, дабы проработать тему закупок китайской арматуры. В Перми строительная сталь – дефицит, да и стоит слишком дорого. Кстати, во Владивостоке и Хабаровске цена на российскую арматуру тоже кусается – 23-27 тысяч за тонну. А вот «made in China» идет за 19. Есть разница? Правда, качество изделий зачастую не подтверждается сертификатами. Это, конечно, тревожит многих потребителей, но уже не останавливает. Цена тут, похоже, главный аргумент.

Весьма нелестно отозвался о продукции китайских металлургов начальник отдела маркетинга рынка сварных труб ЗАО «Торговый дом «ТМК» Алексей Дубинин. Он рассказал о проведенном специалистами Трубной Металлургической Компании исследовании куска китайской водопроводной трубы. Так вот, содержание мышьяка, свинца, цинка оказалось в сплаве выше допустимых норм. «В связи с этим принято решение закупить данную продукцию в разных регионах и отправить на экспертизу в Москву, - сообщил г-н Дубинин. – Если отрицательные результаты подтвердятся, будем подавать заявку о возбуждении расследования на государственном уровне». Финалом такой операции может стать введение заградительных пошлин. Подобные меры в отношении китайской металлопродукции не так давно принимались правительствами Японии, Кореи, Тайваня.

Выгода патриотов

Однако перспектива жесткой «борьбы с импортом» не вызвала энтузиазма большинства дальневосточников. По мнению г-на Пацвальда, заградительные пошлины могут быть оправданы в случае, если рынок уже насыщен товаром и его излишки грозят обвалом цен.

Ничего подобного сегодня нет. Есть дефицитный рынок, в условиях которого наши товаропроизводители практически не имеют проблем со сбытом. Пользуясь благоприятной конъюнктурой, они чуть ли не ежемесячно вздувают отпускные цены. И уж совсем обнаглели те, кто навязывает клиенту нужный металл с нагрузкой в виде низко ликвидной продукции, обрезков... Не удивительно, что взоры многих потребителей обращаются в сторону соседей по планете. Это не только Китай, но Ю. Корея и даже Япония, у которой качество традиционно соответствует высокой цене. Но даже японский металл, оказывается, можно купить дешевле, чем произведенный дома. Компания «RUSTEEL», к примеру, недавно заключила сделку с японской корпорацией «Мицуи» на поставку 1000 тонн строительной арматуры.

Зияющие пустоты неудовлетворенного спроса должны быть заполнены, и не так важно, клеймо какого производителя на упаковке. «Металл не имеет национальности, - уверена Галина Шкарупа, генеральный директор ООО «ВостокИнвестСталь» из Владивостока. – Главное, чтобы он был качественным и работал во благо нашей экономики».

А как же патриотизм и поддержка собственного товаропроизводителя? «Я – патриотка! – восклицает Галина Николаевна. – И при всех равных условиях возьму на рынке российскую продукцию. Но если она в дефиците или слишком дорога? Мне что – закрывать металлобазу, увольнять сотрудников?».

По мнению многих участников региональной конференции: возрастающий спрос на стальной импорт из стран ЮВА – следствие ценовой и сбытовой политики отечественных комбинатов. Изменится политика в пользу внутреннего потребителя – и рынок наверняка «патриотично» отреагирует. Однако при любых вариантах «китайский фактор» уже не сбросишь со счетов. «Металл с желтой отметиной» будет играть важную роль в экономике Дальневосточного региона России.

Сергей АКУЛИЧ.

 

 

Вернуться в раздел «Дальневосточный рынок металлов»

Вернуться в раздел «Акции»

Бизнес направления: